Aхим Штейнер, заместитель Генерального секретаря ООН и исполнительный директор Программы ООН по окружающей среде (UNEP), выступая по вопросам инвестиций в «зеленую экономику», отстаивал мысль о том, что оставить битву против изменения климата и отложить капиталовложения в охрану окружающей сред было бы катастрофической ошибкой, последствия которой распространятся не только на ближайшее будущее, но и на будущее следующих поколений.
Его аргументация такова: Внушительная доля 825-миллиардного стимулирующего пакета для США, выделенного президентом Бараком Обамой, отведена на поддержку возобновляемых источников энергии, «герметизацию» миллиона домов и модернизацию неэкономичной сети энергосистемы страны. Подобные инвестиции могут привести к появлению около 5 миллионов «зелёных» рабочих мест, оживить строительную и инженерную индустрию, и снова направить Америку на крайне важный путь борьбы с изменением климата и достижения энергобезопасности.
Республика Корея, впервые за последние пять лет столкнувшаяся с проблемой безработицы, также заметила светлую зелёную сторону тяжёлого времени в экономике. Правительство президента Ли Мьюнг-Бака планирует выделить 38 миллиардов долларов на создание рабочих мест в деле расчистки пяти крупнейших рек и сокращения риска экологических аварий путём постройки дамб и водоочистных сооружений.
План президента Ли также включает в себя постройку экологически чистых систем сообщения, таких, как скоростные железные дороги и сотни километров велосипедных дорожек, а также производство энергии путём переработки метана, образовывающегося в местах захоронения отходов. Этот пакет средств также рассчитан на инвестиции в технологии создания гибридных транспортных средств.
Похожие пакеты «Нового зелёного соглашения» по поддержанию трудовой занятости подготовлены в Китае, Японии и Соединённом Королевстве. Они также необходимы и развивающимся странам для создания рабочих мест, борьбы с бедностью и созданием новых возможностей в период всё более неустойчивых цен на товары общего потребления и экспорт.
В Южной Африке программа «Работа для воды», поддерживаемая правительством, и предоставившая рабочие места более 30000 человек, включая женщин, молодых людей и инвалидов, также рассматривает кризис как новую возможность. Страна тратит примерно 60 миллионов долларов в год на борьбу против чужеродных сорняковых растений, которые угрожают местной флоре и фауне, источникам, важным местам туризма и сельскохозяйственным угодьям.
Эта работа будет расширяться, поскольку более 40 милионов тонн вредоносных растений идут на переработку в качестве топлива для энергостанций. В результате, это обеспечивает около 500 мегаватт электричества — два процента общей необходимой стране электроэнергии — наряду с 5000 рабочих мест.
Итак, очевидно, что некоторые страны сейчас рассматривают экологические инвестиции в инфраструктуру, системы энергоснабжения и экосистемы как наилучшее средство восстановления экономики. Другие страны могут сомневаться в потенциальных выгодах инвестирования обслуживания экосистем — например, улавливания и захоронения углекислого газа с помощью лесонасаждений, или создания возобновляемых источников энергии для жителей Африки, не имеющих доступа к электроснабжению. Третьи могут просто не знать, как именно поддерживать подобную инициативу.
В начале февраля Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) соберёт ведущих экономистов мира в административном штабе ООН в Нью-Йорке, где они конкретизируют стратегию «Нового зелёного мирового соглашения», разработанную с учётом конкретных трудностей, стоящих перед различными государствами, для того, чтобы помочь мировым лидерам и министрам в создании стимулирующих пакетов, эффективных сразу в нескольких областях.
Новое зелёное мировое соглашение, концепт которого был разработан ЮНЕП в октябре 2008 года, является ответом на текущий экономический кризис. Однако если средства, выделенные на эти стимулирующие пакеты, будут потрачены разумно, это может послужить развитию тенденций, которые помогут более глубоким и далеко идущим преобразованиям. Это может подготовить почву для более эффективной, и крайне нам необходимой, Зелёной экономики двадцать первого столетия.
Миллиарды долларов, мобилизованные для борьбы с текущими бедствиями, вместе с теми миллиардами, которые поступят от инвесторов, представляют собой возможность, которая ещё год назад казалась неосуществимой: шанс на развитие курса более эффективного использования ресурсов, способного решить проблемы, начинающиеся изменением климата и ограниченности природных ресурсов, и заканчивающихся нехваткой воды и потерей биологического разнообразия.
Слепое закачивание средств в устаревшую промышленность и исчерпавшие себя модели экономических отношений будет означать, что мы выбросим деньги на ветер и в то же время подвергнем риску будущее наших детей. Вместо этого, политические лидеры должны использовать эти средства на инвестирование в инновационные проекты, поддержку эффективных предприятий и создание новых — достойных и общественно полезных в долговременной перспективе, рабочих мест.